Блог Алексея Богдановского ([info]a_bogdanovsky) wrote,
@ 2009-05-21 10:01:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Греция, быть греком

Самый великий грек
Александр Македонский назван на этой неделе величайшим греком всех времен и народов в беспрецедентно масштабном для Греции опросе общественного мнения, в котором приняли участие 700 тысяч жителей 11-миллионной страны.
Много месяцев тянулся марафон "Великие греки", организованный местным медиа-холдингом SKAI и сопровождавшийся выходом фильмов и книг, а также ток-шоу. Нельзя сказать, что первое место оказалось большим сюрпризом - Александр лидировал с самого начала. Но все равно интересно взглянуть на десятку.

Итак, 1 место - Александр Македонский (356-323 годы до нашей эры), 127 тысяч голосов. Полководец, создатель мировой империи, которая лишь ненадолго пережила его самого. Человек, распространивший греческий язык и культуру до пределов известного тогда мира. В наше время Александр для греков актуален, поскольку они стремятся защитить его греческую идентичность от посягательств славян-македонцев. Именно поэтому статуя Александра на салоникской набережной смотрит не на море и не на город, а на север, грозя Скопье, где между тем готовятся соорудить свой памятник Александру высотой с 12-этажный дом.

2 место - Георгиос Папаниколау (1883-1962), 104 тысячи голосов. Врач и исследователь, первооткрыватель в области ранней диагностики рака. Тест Папаниколау (Пап-тест), который делают во всем мире, позволяет выявить рак шейки матки. Таким образом, сотни тысяч женщин обязаны врачу Папаниколау.

3 место - Теодорос Колокотронис (1770-1843), 84 тысячи голосов. Видный клефт, повстанец, борец за греческую независимость от Османской империи. Много раз был генералом и по временам даже фактическим правителем Греции, неоднократно попадал в немилость и в тюрьму.

4 место и 64 тысячи голосов - Константинос Караманлис (1907-1998), дядя и тезка нынешнего премьера. Премьер, впоследствии президент Греции. Человек удивительного политического долголетия: впервые стал премьером в 1955 году, президентский пост оставил в 1995. Был принят как спаситель отечества после падения хунты "черных полковников" в 1974 году. Под его руководством Греция продвигалась в Европейское Сообщество, членом которого страна стала в 1981 году. Пожалуй, членство в ЕС - самая крупная удача, когда бы то ни было выпадавшая Греции. Благодаря этому Греция долго была, да и сейчас остается самой процветающей страной Балкан.

5 место и 63 тысячи голосов - Сократ (469-399 до нашей эры), 6 место и 59 тысяч голосов - Аристотель (384-322). Ну, эти в представлении не нуждаются.

7 место и 56 тысяч голосов - Элефтериос Венизелос (1864-1936), создатель современной Греции, многократный премьер, предводитель страны в Балканских войнах, создатель "Великой идеи" восстановления Греции фактически в границах Византии. Политика Венизелоса, с одной стороны, привела Грецию к огромному территориальному росту и инкорпорированию большинства земель, на которых исторически жили греки. Однако эта же политика привела к вторжению в Турцию, жестокому поражению и последующему изгнанию греков из Малой Азии, а впоследствии - и из Константинополя.

8 место - Иоаннис Каподистрия (1776-1831), 51 тысяча голосов. Уроженец Корфу, карьерный дипломат, дослужившийся до министра иностранных дел Российской империи. Участник Венского конгресса и один из вершителей судьбы Европы после Наполеоновских войн. В 1827 году избран народным собранием первым правителем Греции. Убит в Навплионе в 1831 году представителями обиженной им семьи Мавромихали.

9 место - Платон (428/427-348/347 до нашей эры) с 46 тысячами голосов, 10-е - Перикл (490-429 до нашей эры) с 36 тысячами голосов. Про них тоже все всё знают. Ну а список остальных 90 греков, что боролись за выход в финал, но проиграли, можно посмотреть здесь.

Ну что сказать… Из десяти греков, кого назвали величайшими, пятеро жили в V-IV веках до нашей эры, двое были участниками греческой войны за независимость в XIX веке, один руководил страной в годы экспансии, еще один сделал страну членом ЕС, и довольно случайной фигурой в этом списке оказался врач. Все названные греки, кроме, опять же, Папаниколау - полководцы и государственные деятели, еще трое - философы. Наверное, все так и должно быть, хотя немного обидно за византийское тысячелетие. И за Сакиса...




(17 comments) - (Post a new comment)


[info]eirenes
2009-05-21 07:11 am UTC (link)
Ужас, кроме античных и Папаниколау никого не знаю ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]a_bogdanovsky
2009-05-21 07:12 am UTC (link)
:)

(Reply to this) (Parent)


[info]martinbrest
2009-05-21 08:56 am UTC (link)
И за деятелей культуры и искусства обидно. Где Гомер, где Вангелис Папатанассиус в конце концов? :)

(Reply to this) (Thread)


[info]a_bogdanovsky
2009-05-21 08:57 am UTC (link)
Вангелис - это как метакса, почти исключительно для внешнего употребления. Как и Демис Руссос.

(Reply to this) (Parent)

Alexandr
(Anonymous)
2009-05-22 05:42 am UTC (link)
Любопытно.....

Во первых, добрый день, Алксей,
А во вторых, как Вы смотрите на вечный спор греков и македонцев?
На информационном поле, победа греков кажется неоспоримой.
А как Вы смотрите на аргументы македонцев?

Напишите и об этом, если будет настроение.

Спасибо и удачи!

Юрие Бодруг, Кишинэу, Молдова

Но все же,

(Reply to this) (Thread)

Re: Alexandr
[info]a_bogdanovsky
2009-05-22 06:56 am UTC (link)
Ну как я смотрю...
Стараюсь не вмешиваться, если честно.
У меня может быть свое мнение по данному вопросу, но я ведь журналист, мне надо либо быть объективным, либо свою необъективность не выпячивать.

слова "Македония" и "македонцы" стали актуальными снова в ХХ веке, до этого ни греки исторической Македонии, ни славяне особенно не называли себя так. теперь, естественно, включился спор о том, кто из них более правильный наследник Александра Македонского. Спор этот не имеет решения, поскольку не существует никаких разумных аргументов, к которым кто-то мог бы прислушаться. Существует жгучее чувство недоделенности Балкан и опасение, что придется делить их заново - а с Балкан уже немало войн началось.

Мне кажется, что спор этот в принципе не имеет решения. Никто не может запретить целой нации называть себя так, а не иначе - вернее, может, но насильственным путем, а это тупик. Спор же о наследии Александра чем скорее прекратится, тем лучше, это уже смешно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Alexandr
(Anonymous)
2009-05-22 08:34 am UTC (link)
Пусть и нехотя, но соглашусь с Вами: однозначного решения нет.

В свете последних обострений по линии Кишинев-Бухарест, где однозначных решений тоже не наблюдается, у нас возобновляется некоторый интерес к отношениям Скопье-София и Скопье-Афины, а симпатии, естетвенно, как всегда, на стороне более слабого. Пусть даже он не безоговорочно прав.

Но Вы правы, это уже не про Александра.

Хорошего дня!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Alexandr
[info]a_bogdanovsky
2009-05-22 08:40 am UTC (link)
.

(Reply to this) (Parent)

У них тоже на первом месте полководцы... Как у нас Стали
(Anonymous)
2009-05-23 08:43 am UTC (link)
На самом деле, Шура Македонский был тот еще поц. Он не пошел на запад против набиравшего силу Рима, чтобы спасти там родного дядю - тоже Александра, царя Эпира, гибнувшего в битвах с римлянами и умоляющего о помощи. Шурик знал с кем можно прославиться. С прогнившей и разваливающейся Персией, далее везде, вплоть до Индии, где почти не встретит сопротивления. От отца этот везунчик получил всю Грецию, измученную полисной, охлократической дЭмократией, и по этой причине пожелавшей тоталитаризма, плюс знаменитую фалангу, которой тогда никто не мог противостоять.

(Reply to this) (Thread)

Re: У них тоже на первом месте полководцы... Как у нас Ста
[info]a_bogdanovsky
2009-05-23 11:08 am UTC (link)
Рим стал набирать силу лет на сто позже. Шурика уж точно он на том этапе не заинтересовал бы.

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2009-05-24 10:35 am UTC (link)
В проекте "Имя России" тоже был выбран русский Александр Великий,лишь немного обогнавший по количеству голосов Петра Столыпина.Вот интересно,почему не А.С.Пушкин стал первым?Ведь именно это имя нам всегда преподносилось как святыня наипервейшая.Достоевский всего лишь на 7 месте ПОСЛЕ Ленина.Почему Александр Невский первый?Со Сталыпиным понятно:нашу историческую память как раз перед голосованием освежили сериалом об этом политическом деятеле.Екатерина II вообще где-то в хвосте,на 11 месте.Петр Великий на 5 месте.Какова логика?
По поводу Саши Македонского,я лично не путаю эллина и филэллина.Однако думаю,что по рождению и воспитанию он все-таки больше грек,чем славянин (если принять во внимание претензии славянской Македонии).

(Reply to this) (Thread)


[info]a_bogdanovsky
2009-05-24 10:40 am UTC (link)
Славяне появились на исторической арене через много веков после Александра Македонского. Конкретно Балканы они заселили к VIII веку нашей эры.

(Reply to this) (Parent)


[info]a_bogdanovsky
2009-05-24 11:12 am UTC (link)
То есть можно спорить, в какой мере Александр является предком нынешних греков, но что он не является предком славян-македонцев, не может быть никаких сомнений.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


(Anonymous)
2009-05-24 11:44 am UTC (link)
Вот и я именно о том же,Алексей.Если к славянам А.М. не имеет отношение,то и к грекам весьма спорное.Просто благодаря своему папе и Аристотелю, А.М. знал греческий язык очень неплохо.А вот греки,видимо,полностью верят сказкам Геродота о греческом происхождении древних македонян.А последние,между прочим,поддерживали Ксеркса в период греко-персидских войн.Хотя и это Геродот оспаривает.Теперь же это вопрос политический,скорее,чем этнический.
Кстати,я когда пошутила,что в России мы тоже выбрали Александра Великого в "Имени России", все смотрели на меня этаким тяжелым взглядом,пока я не объяснилась.Ну что тут скажешь,пропаганда - страшная сила:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]a_bogdanovsky
2009-05-24 01:54 pm UTC (link)
Вопрос о наследии Александра Македонского бесконечен, и однозначно решен быть не может.

Главный вопрос в том, что в данном споры бессмысленны - отсутствует сторона, которая бы внимала каким-либо доводам или была заинтересована в установлении научной истины.

Ну вот представьте, что сейчас Франция, Италия, Испания, Германия, страны Бенилюкса, Швейцария, Австрия и, скажем, Чехия станут выяснять, кто по национальности был Карл Великий :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


(Anonymous)
2009-05-24 02:28 pm UTC (link)
Ой,что будет:)))))))))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]a_bogdanovsky
2009-05-24 02:34 pm UTC (link)
.

(Reply to this) (Parent)


(17 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…